«Гражда́нская оборо́на» — легендарная российская группа. Основатель, бессменный лидер и единственный постоянный участник группы — Егор (Игорь) Фёдорович Летов. Группа основана Летовым и Константином Рябиновым (Кузя Уо) в городе Омске 8 ноября 1984 года.
Ранние годы Появлению «Гражданской обороны» предшествовала деятельность Егора Летова и его единомышленников в рамках проекта «Посев», в котором делались попытки скрещивать панк, гаражный рок и психоделию.
В 1984 году появляется группа с названием «Гражданская оборона». Первый её состав:
Егор Летов — вокал, ударные;
Константин Рябинов — бас;
Андрей Бабенко (Босс) — гитара (в марте 1985 года группу покинул).
Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома всё-таки были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985—1987 годов.
Летом 1986 года Летовым совместно с Евгением Филатовым записывается акустический альбом «Гражданской обороны» — «Игра в бисер перед свиньями», материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом».
В 1987 году группа выезжает на первый Новосибирский рок-фестиваль (10-13 апреля 1987 года) в составе: Летов, Олег «Пик Бэби» и Евгений «Эжен» Лищенко (дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в трансе: обком комсомола запретил приезд «Звуков Му» и «Аукцыона». В программе была дыра, и президент рок-клуба представил начальству прибывшую команду как пай-мальчиков из Омска для замены. Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 мин. Неистовая энергетика Летова потрясла публику, и «Г. О.» воочию узрела свою силу. Многочисленные гости фестиваля мигом разнесли легенду о ней по всей стране. Воодушевленный Летов за май-июнь 1987 года записывает пять альбомов «Гражданской обороны» («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:
Джа Егор — вокал;
Лукич — ударные;
Майор Мешков — соляг с фузом;
Килгор Траут — бас;
Дохлый — гитара.
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.
Зимой 1988 года опять практически самостоятельно Летов записывает ещё три альбома группы («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записываются в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название ГрОб-студии, или ГрОб-records). Распространяются магнитоальбомы поклонниками самостоятельно. Несмотря на то, что СМИ игнорировали группу, да и сам Летов высокомерно относился к раскрутке ими своей группы, полагая что телевидение и радио убивают рок-музыку, тем не менее песни Гражданской обороны в конце 1980-х стали популярны во всем СССР, и фактически Гражданская Оборона в то время легко могла составить конкуренцию даже таким признанным в советских СМИ группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось не только сидеть в психиатрической лечебнице, но даже скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале, где Летову, который выступал под вывеской ««Адольф Гитлер»» вместе с музыкантами из группы «Пик и клаксон» братьями Лищенко, даже выключили электричество через несколько минут после начала выступления.
В 1988—1989 годах начинается концертная деятельность группы. Состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова в группе и с группой в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), Игорь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Аркадий Климкин, Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), Игорь Староватов, Виктор Сологуб. В 1989 году в Ленинграде, в студии группы «Аукцыон» записывается «живой» альбом «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В 1989 году на ГрОб-студии записываются ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов).
1990-е годы
В 1990 году записан альбом «Инструкция по выживанию », состоящий полностью из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «Инструкция по выживанию», от которых он на момент записи альбома временно отказался по своим убеждениям. Егор записал эту пластинку фактически вдвоем с Джеффом, который стоял у истоков самой «Инструкции». Егор Летов также часто исполнял песни «Непрерывный суицид» и «Родина-смерть» на концертах. Но впоследствии, с начала 2000-х годов Роман Неумоев публикует на своем сайте главы «Мифологии» с воспоминаниями, в которых фигурируют, в том числе, Егор и Янка. Это послужило прекращению отношений между Неумоевым и Летовым. Егор называет такие воспоминания «баснями пасквильного содержания». Проблемы возникли и с изданием на CD. Буклеты к первому изданию альбома пришлось перепечатывать, так как Неумоев потребовал написать «Гражданская Оборона исполняет песни группы Инструкция по Выживанию» на лицевой стороне обложки. В дальнейшем при переиздании этот альбом был вычеркнут из каталога группы. Хотя и очень ценим многими поклонниками. Считается что, Летов популизировал этой записью саму группу «Инструкция по Выживанию», а многие вообще считали, что эти песни сочинил сам Летов. Так для первого трибьюта «Гражданской Обороны» Шнур и группа «Ленинград» записали кавер на песню «Красных Смех», которая на самом деле написана Романом Неумоевым.
В начале 1990 года продолжается концертная деятельность группы.
Состав группы в это время таков:
Егор Летов — вокал, гитара;
Константин Рябинов — бас;
Игорь Жевтун — гитара;
Аркадий Климкин — ударные.
Однако Летов к тому моменту пресыщается обрушившейся на него и его группу славой, и начинает всерьез опасаться превращения группы в чисто коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождаются концерты ГрОб ещё больше подталкивают Летова к решению о прекращении деятельности группы. В итоге 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа с названием «Гражданская оборона» прекращает существование. Летов, который к тому моменту перестает давать интервью и отказывается давать концерты, создает в 1990 году психоделический проект с непечатным названием Егор и Опизденевшие, просуществовавший вплоть до 1993 года и записавший два альбома Прыг-скок: детские песенки и Сто лет одиночества.
В конце 1993 года Егор объявляет о воссоединении группы с названием «Гражданская оборона». Первая же акция в Москве, в декабре 1993 года в ДК им. Горького носила название «Руководство к действию» и закончилась вместо концерта крупными беспорядками и массовым уличным побоищем между поклонниками группы и ОМОНом. Организаторы, не поставив никого в известность, дали массированную рекламу, вплоть до телевизионной, и продали в 800-местный зал несколько тысяч билетов, после чего сняли кассу и скрылись с деньгами. Ближе к объявленному времени начала концерта у ДК собралась многотысячная толпа, многие приехали на концерт из других городов. Людей не пускали внутрь даже по билетам. Милиция не контролировала ситуацию и им на подмогу прибыло несколько машин с бойцами ОМОНом, которые применяли для разгона толпы слезоточивый газ и стрельбу в воздух. Разъяренная толпа в свою очередь сняла с рельсов трамвай. Масла в огонь подлило и заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие старые фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком отвернулись от него и обвинили в предательстве. Аналогично поступят многие «коммунистические» поклонники группы, после того как Летов завяжет с политикой.
В 1994 году группа активно гастролирует в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «Инструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также Гражданская Оборона в это время сотрудничает с НБП и поддерживает Зюганова на президентских выборах 1996 года. В 1996 году записываются альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» (в 2005 году пересведены, переосмысленны и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). Однако Летов в конце 90-х постепенно начинает разочаровываться в политике, а после гибели одного из нацболов от рук наци-скинхедов заявил, что впредь не желает сотрудничать ни с какими политическими организациями, особенно крайнего толка.
Конец 1990-х
После выхода альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» в апреле 1997 года, «Гражданская Оборона» несколько лет не записывала альбомы, а первый альбом с новым авторским материалом группы появился только в 2004 году. В своем роде это был переходный период с большим количеством концертов. Старый костяк группы постепенно распался, а новый сформировался.
На концерте в Новосибирске летом 1997 года Егор Летов знакомится с Натальей Чумаковой (до этого они виделись лишь однажды на похоронах Янки), которая вскоре становится бас-гитаристкой группы, а также женой и верным спутником Егора до последних дней. Вот как Летов рассказывал про это знакомство:
«Нас поселили к девушке. Я ее и не узнал даже. Сидим на кухне, выпиваем с ее мужем, теперь уже бывшим, а все остальные на лавочке у дома курят. Тут один из наших музыкантов — Махно — приходит и говорит: „Скорей идем, это надо слышать“. Мы приходим, а она, как заправский комментатор профессиональный разговор ведет про „Милан“ и „Ювентус“. Так как я болельщик футбольный со стажем, начал с ней беседу вести, и все мне сразу стало ясно.»
В 1998 году у группы появляется новый директор — Сергей Попков. До этого административные функции выполняла бывшая жена Егора — Анна Волкова. Предыдущий директор Евгений Грехов «пропадает» после тура «Русский Прорыв» вместе с деньгами.
Проблема организации концертов группы, музыканты которой живут в разных городах по всей России от Сибири до Москвы, была в том, что помимо гонорара, существенными затратами являются расходы на дорогу. Туры «ГО» по России формировались так, к обязательным выступлениям в Москве и Питере, которые отбивали дорогу из Сибири, ставились другие концерты в небольших городах. Такие туры становятся регулярными, каждую весну и осень. Даже при отсутствии новых альбомов, а зачастую и нормальной рекламы и концертных афиш, во всех городах «Гражданская Оборона» стабильно собирает залы. Гастроли служили группе в основном для того, чтобы заработать на запись альбомов, аппарату для домашней студии, новые книги и пластинки, которые закупались по возвращении.
В конце 1990-х в группе назрел «кризис состава». Жена Константина Рябинова получает квартиру в Санкт-Петербурге, и в 1997 году Рябинов переезжает туда из Омска. Джефф живёт в Москве. На концертах ГО постоянно меняется состав, соло-гитаристом выступает то Кузьма, то Джефф.
На концерте в Москве 1 мая 1998 года в составе группы выходят сразу три гитариста (Кузьма, Джефф, Махно), на бас-гитаре дебютирует Наталья Чумакова. Всего через несколько месяцев в Новосибирске Егор играет вдвоем с местным барабанщиком и со сцены говорит, о том, что у него больше нет группы. Зимой 1998 года после акустического концерта в Харькове Егор посетовал журналистке на проблемы с составом:
«Идеально, конечно, было бы набрать новых. Но откуда их брать? Для того, чтобы нормально сыграться с музыкантами, чтобы была духовная совместимость, нужно время. Я этого сейчас позволить себе не могу, поэтому играю со старыми музыкантами. Хотя они не хотят и уже по большому счёту не могут вложить в эту музыку то, что вкладывали в 1989 году. По этой причине я даю акустику и хочу собрать новую команду».
В 1999 году музыканты вновь собираются, чтобы сыграть несколько концертов, один из которых проходит в Нью-Йорке. Это первый выезд группы за границу. В Америке было запланировано несколько концертов, но из-за плохой организации все концерты кроме первого были отменены в последний момент. После концерта в США Константин Рябинов окончательно остается в Санкт-Петербурге и прекращает участие в группе.
Неприятности возникают у Гражданской Обороны и в России. Организовать тур в честь 15-летия группы взялась партия «Трудовая Россия», которая хотела совместить его с собственной предвыборной компанией. Ещё на предварительном этапе состоялась встреча Егора Летова и председателя партии Виктора Анпилова, которая сильно разочаровала обоих. На первом же выступлении в Москве, совершенно не готовый к таким концертам, зал кинотеатра «Авангард» (м. Красногвардейская) сильно пострадал: оказались сломанными первые шесть рядов кресел. Узнав о беспорядках на концерте Виктор Анпилов делает заявление о том, что имидж группы позорит партию и дает указания прекратить сотрудничество и отменить около 10 последующих концертов в разных городах. Аналогичное заявления о разрыве всех отношений следует и от группы. Но это уже ничего не меняет — тур сорван. Единственный концерт, состоявшийся после этого, проходит в середине декабря в Ижевске. На нём группа играет вообще без соло-гитариста. В Ижевск не смог поехать ни Кузьма, ни Джефф. На концерте в Москве и Ижевске Егор впервые выступает на электрических концертах «Гражданской Обороны» с гитарой. До этого он всегда выступал как свободный вокалист.
28 декабря 1999 года трагически погиб гитарист «Гражданской Обороны» Евгений «Махно» Пьянов. Евгений, будучи достаточно грузным человеком, разбился, выпав из окна 4 этажа собственного дома. Обстоятельства смерти не известны. Говорят, что Евгений в последнее время выпивал. Есть версия о том, что это была трагическая случайность. После смерти Махно директор группы Сергей Попков познакомил Егора с омским гитаристом Александром Чеснаковым, который сначала принимал участие в концертах, как сессионный гитарист, постепенно влился в состав, став одной из основных фигур в «Гражданской Обороне» 2000-х. 1999 год стал последним для старого состава группы.
2000-е годы
В 2002 выходит альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских авторов. В 2004 году Егору Летову исполняется 40 лет, а «Гражданская Оборона» отмечает свое двадцатилетие. В Питере и Москве проходят концерты, где в составе группы выходят музыканты всех составов «ГО». Московский концерт в «ДК Горбунова» записанный с пульта и снятый с 8 камер, впоследствии вышел в 2006 году, как первое официальное DVD «ГО» на лэйбле «Выргород» (вместе с одноимённым концертным альбомом «XX лет ГО»).
В 2004 году записаны два альбома: «Долгая Счастливая Жизнь» (вышел в 2004 году) и «Реанимация» (вышел в 2005 году), в которых группа полностью отошла от «политики» и «панка» в сторону психоделического гаражного рока. С их выходом начался новый этап творчества «Гражданской Обороны». Альбомы хорошо приняли музыкальные критики, кроме этого с уходом Михаила Козырева песни с последних альбомов впервые ставит в эфир «Наше Радио», а также широко освещается СМИ, что способствует появлению у группы новых поклонников с одной стороны, а также разочарованию в ней наиболее маргинальной части публики. Сам Егор Летов равнодушно воспринимает происходящие перемены в восприятии «Гражданской Обороны», практически не дает интервью (за исключением ответов на вопросы на официальном сайте) и сочиняет новые песни.
После выхода альбома «Реанимация» проходят крупные концерты в московских Лужниках (4000 зрителей) и питерском Юбилейном (3500), а также американские гастроли группы (Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон). Осенью 2005 в группу приходит барабанщик Павел Перетолчин, параллельно являющийся звукооператором группы «Дети Picasso» и московского клуба «Проект ОГИ».
Последний состав группы:
Егор Летов — вокал, гитара;
Наталья Чумакова — бас, орган (на записи);
Александр Чеснаков — гитара, орган (на записи);
Павел Перетолчин — ударные.
С 2005 года года Егор вместе с Натальей Чумаковой занимается реставрацией и цифровым ремастерингом ранних альбомов Гражданской Обороны и других своих проектов. Изданием архива «ГрОб-Рекордз» занимается фирма «Мистерия Звука» (диски выходят в виде DigiPack-ов, картонных подарочных упаковок с толстыми буклетами, архивными фото, текстами и комментариями музыкантов). 9 мая 2007 года издательство «Выргород» выпускает новый альбом группы «Зачем снятся сны», названный критиками самым светлым диском в дискографии группы. На пластинке нет ненормативной лексики. Сам Егор в разговорах об альбоме говорит: «Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать».
Летов попадает на обложку второго номера музыкального журнала «Billboard» на русском языке. Московский концерт в поддержку альбома прошёл в клубе Б1 Максимум. На основе материала, снятого и записанного на этом концерте, был смонтирован DVD «Концерт в Б1. Зачем снятся сны», выпущенный лэйблом «2+2=5» в конце года — второй официальный DVD в истории группы. Отличительной особенностью является динамичная картинка. Первый тираж в пластмассовом футляре с упрощённым оформлением появился на презентации диска на концерте «Гражданской Обороны» в Московском клубе «Точка» 26 октября 2007 года.
Осенью 2007 года «Гражданская Оборона» гастролировала в Норвегии, где представляла Россию на международном литературном фестивале Ordkalotten в студенческом городке Тромсё. На концерте в Осло в зале было много местной публики, на афишах концерта было подписано «Legendarisk Russisk Punk». После Норвегии тур продолжился по России и Украине. Особенно сильные концерты прошли в Киеве, Москве и Новосибирске. «Гражданскую Оборону» по-прежнему запрещали. Концерты в Липецке и Пскове были перенесены под давлением местных властей.
Несмотря на то что, последний альбом группы «Зачем Снятся Сны» практически проигнорировало «Наше Радио» в отличие от двух предыдущих (возможно это связано с тем, что его выпустил независимый лэйбл, а не «Мистерия Звука»), по результатам года его продажи ещё при жизни Летова обошли эти альбомы. Что лишний раз дало повод говорить о феномене группы, которая была успешной, опровергая все правила шоу-бизнеса и не отступая от своего.
С 22 по 24 января Егор ответил на вопросы поклонников группы. Интервью получилось очень большим, было опубликовано на официальном сайте группы в двух частях. В начале феврале, 8 и 9 числа, состоялись два концерта «Гражданской Обороны» в Уфе и Екатеринбурге соответственно. Репортажную съёмку первого выступления показала местное ТВ. Концерт в Екатеринбурге был записан целиком. Концерты прошли очень хорошо, группа по-прежнему была на подъеме. Ничто не предвещало беды. Однако, по словам барабанщика Павла Перетолчина, после последнего концерта Егор выглядел уставшим, но оживился когда в гримерку пришли ребята из разогревающей команды.
За несколько дней до смерти Егор звонил своему другу журналисту Максиму Семеляку. По словам Максима у Егора был «счастливый голос и смех отдохнувшего человека». Они говорили о планах, договорились делать книгу диалогов, Егор попросил купить ему в Москве американский сборник Fading Yellow — волновался, что его раскупят. 24 февраля должен был состояться акустический концерт Егора в Санкт-Петербурге, после которого был запланирован большой весенний тур группы, начинавшийся на юге России.
19 февраля 2008 года в Омске около 16:00 по местному времени Егор Летов скончался во сне от остановки сердца. По другим данным причина остановки сердца стала острая дыхательная недостаточность. У Егора остановилось дыхание. Похоронен Егор 21 февраля на Старо-Восточном кладбище города Омска рядом с могилой своей матери. Последний свой концерт Егор и Гражданская Оборона сыграли в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.
Известно, что Егор Летов готовил к изданию сборник раритетов «Со Скоростью Мира», куда планировал включить песни 1993—2007 годов. Это в первую очередь альтернативные версии уже известных песен, записанных во время работы над последними альбомами группы, кавер на песню БГ «Электрический Пес», демо-записи альбома «Зачем Снятся Сны», сделанные без барабанщика Павла Перетолчина. Кроме этого в последнем интервью Егор упоминал о двух DVD, которые готовились к выпуску: электрический и акустический концерт в клубе «Апельсин» с часовым бонусом концерта в Лужниках.
Жизнь после смерти
7 марта 2008 года в в московском СК «Олимпийский» при полном аншлаге (19 тыс.) прошла премия в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина». Во время церемонии в исполнении классических музыкантов оркестра Константина Кримеца звучали известные песни российских рок-музыкантов. Премию в номинации «Легенда» Егор Летов получил посмертно. Оркестр исполнил песню «Всё идет по плану», в это время зрители вставали со своих мест и провожали музыканта аплодисментами. Сама оркестровка вызвала неожиданный резонанс в Интернете. Ролик с репетиции оркестра стал одним из самых просматриваемых видео, связанных с группой Гражданская Оборона на портале youtube. 31го мая 2008го года в Новосибирске прошёл концерт памяти Егора Летова, организованный бывшим барабанщиком ГО Аркадием Климкиным. В нём принимали участие преимущественно сибирские музыканты, которые в разное время выступали вместе с Егором. Остальные подобные акции имели мелкий локальный характер, т.к. директор ГО попросил в прессе не устраивать «пляски на костях». Летом и осенью 2008го в Новосибирске, Барнауле и Нижнем Новгороде прошла выставка коллажей и арт-объектов «Коммунизм-арт» выполненных Егором Летовым, Олегом Судаковым и Константином Рябиновым (участники проекта Коммунизм»). До весны 2009го года не был выпущен ни один официальный релиз Гражданской Обороны. В марте 2009го года на официальном сайте объявлена подписка на трехтомник автографов (рукописей, черновиков и беловиков песен) Егора Летова. В апреле компания «Монолит» в рамках серии «Лучшие песни» издала сборник ГО на двух CD. Также вышли переиздания всех альбомов Янки Дягилевой, подготовленные Егором Летовым ещё в 2007ом году.
Влияние
Хотя ГО считается группой повлиявшей на формирование так называемого Сибирского андерграунда (куда помимо них причисляются Янка, Манагер, Черный Лукич, Кооператив Ништяк и пр.) успех Гражданской Обороны в конце 1980-х породил огромное количество подражателей и последователей не только в Сибири, но и по всему остальному бывшему СССР. Для групп попавших под влияние ГО были характерны плохо записанные и плохо звучащие инструменты и как правило сложная, подчас агрессивно-депрессивная лирика, в противовес более упрощенным и ориентированным на драйв стандартным панк-роковым песням. Однако из подражателей «ГО» иногда выходили и по-настоящему талантливые группы, репутация которых по причине их собственных политических взглядов была противоречивой. Из наиболее успешных групп, на которых больше всего повлияла Гражданская Оборона можно назвать барнаульскую группу Тёплая Трасса, ныне базирующуюся в Москве, московские группы Лисичкин Хлеб, Банда Четырех, Соломенные еноты, белорусские Красные Звёзды и Северное Сияние, а самыми известными последователями ГО на постсоветском пространстве можно считать казахстанскую группу Адаптация. Все эти группы входят в так называемую Коньковскую формацию русского рока. Влияние Летова на российскую панк-сцену было таким, что когда он вступил в НБП, ряд групп, вроде той же Адаптации и Банды четырёх впоследствии последовали его примеру. Даже сейчас группы, имеющие отношение к НБП склонны копировать звучание «ГО» образца 1980-х годов. И хотя довольно долго идут споры о положительном и отрицательном влиянии «ГО» на российскую панк и рок-сцену, очевидно, что «ГО» в истории российской панк- и рок-музыки оставила яркий след.
Участники группы
† Егор Летов («Егор и Опизденевшие», «Коммунизм», «Великие Октябри», «Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон», «Враг Народа», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Христосы на паперти», «Посев», «Западъ») — вокал, гитары, бас, ударные, шумовые эффекты (1984—1986, 1987—1990 и с 1993)
Константин «Кузя УО» Рябинов («Христосы на паперти», «Виртуозы Вселенной», «Коммунизм», «Цыганята и Я с Ильича», «Егор и Опизденевшие», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «ПОГО»…) — гитары, бас, бэк-вокал, шумовые эффекты (1984—1986, 1988, 1989—1990, 1993—1999)
Игорь «Джефф» Жевтун («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри», «Последний Патрон», «Окраина», «Ужас в коробочек с калом») — гитара (1988—1989, 1989—1990, 1993—2000)
Аркадий Климкин («Великие Октябри», «Ассоциация Пых», «Пищевые Отходы»…) — ударные (1988—1990)
Олег «Манагер» Судаков («Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Родина», «Христосы на паперти», «Снежные Барсы», «Коммунизм»…) — вокал, бэк-вокал (1988)
† Янка Дягилева («Великие Октябри», «Закрытое Предприятие») — бэк-вокал (1988, 1989)
† Дмитрий Селиванов («Промышленная Архитектура», «Путти», «Димакок», «Шифер», «Калинов Мост»…) — гитара (1988)
Сергей Летов — брат Егора Летова («Три О», «Поп-механика», «Атональный синдром», «ДК», «NEW JUNGLE ORCHESTRA», «Ночной Проспект»…) — саксофон (1997—2004)
Александр «Иваныч» Рожков («Шифер», «Егор и Опизденевшие»…)
Евгений «Джексон» Кокорин («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри», «Чернозём», «Родина», «Последний Патрон», «Кооператив Ништяк», «Чёрный Лукич», «Коба», «Мёртвый ТЫ», «Сазонова Прорва», «Центральный гастроном»…)
Аркадий Кузнецов («Инструкция по Выживанию», «Родина», «Снежные Барсы», «Культурная революция», «Великие Октябри», «Коба», «Спускаемый аппарат», «Пиастры Флинта», «Вечные Ценности», «Внеземные Цивилизации», «Джек и Потрощители»…) — бас (1994)
† Евгений «Махно» Пьянов («Махно»…) — бас, гитара (1995—1999)
† Олег «Бэби» Лищенко («Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон»…)
† Евгений «Эжен» Лищенко («Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон»…)
Валерий «Вэл» Рожков («Флирт», «Коммунизм»…)
Сергей Зеленский («Великие Октябри», «Пищевые Отходы»…)
Евгений «Дабл» Деев («Посев», «ПОГО»…) — бас (1988)
Игорь Старовартов («Ассоциация Пых», «The Boys») — бас (1988)
Андрей «Босс» Бабенко («Посев», «Кризисное отделение»…) — бас (1984—1985)
Анна «Нюрыч» Волкова («Егор и Опизденевшие»…) — бас, клавиши, электроскрипка (1995—1997)
Александр «Призрак Оперы» Андрюшкин («Кооператив Ништяк», «Инструкция по Выживанию», «Родина», «Летучие рыбы», «Культурная революция»…) — ударные (1994, 1999—2005)
Наталья Чумакова («Начальники партии»…) — бас, клавиши (с 1997)
Александр Чеснаков («Коллекция бабочек»…) — гитара (с 2000)
Павел Перетолчин («Nuclear Losь»,«Начальники партии», «Schwimmen»…) — ударные (с 2005)